Психологические приемы: сказкотерапия для маленьких
Опубликовано: 05.04.2016

Сказкотерапия для младших школьников является полезной и может применяться как родителями, так и педагогами. Она дает возможность разрешить актуальные вопросы, поднять волнующие темы и даже избавиться от некоторых недугов. Все это проводится в легкой игровой форме.
Содержание
Важная роль книги
Сказка — известное всем повествование, на основе которого осуществляется воспитательный процесс школьников младших классов. С помощью сказок удается развивать у ребенка потребность к творчеству и креативу. Малыши способны познавать незнакомые вещи, предметы, страны, животных и т. д. Все рассказанное подвергается осмыслению со стороны слушателя. Он начинает переносить себя во времени и пространстве, примерять новые образы и фантазировать.
На основе таких историй у детей формируется определенное мнение о главных героях, их взаимодействии и поведении. Различные модели жизненных ситуаций в сказках позволяют принимать определенную сторону добра или зла. Для этого обязательно использование ранее полученных знаний и навыков.
Часто в повествованиях встречаются различные метафорические формы, которые дают возможность ребятам проявлять собственные эмоции. Ребенок сразу увлекается и заинтересовывается, он представляет себя на месте определенного героя и сопереживает ему на протяжении всего изложения. Это все прямым образом влияет на формирование эмоций.
При помощи сказки специалисты проводят психокорректирующие манипуляции поведения детей младшего школьного возраста. В результате ребенок анализирует свое поведение и обнаруживает свои отрицательные поступки. На все это влияет контекст, заложенный в сюжете прослушиваемого повествования.
Технология проведения терапии
Сказкотерапия является одним из направлений в психотерапии, оказывающих на субъект психотерапевтическое влияние. Делается это для регулировки поведения, определения и устранения чувства страха, фобии.
Успеха такая методика достигла не только с лицами младшего школьного возраста или с дошкольниками, но и со взрослыми людьми.
Для использования сказок необходима определенная аудитория детей, обычно это малыши с патологическими отклонениями. Родителям достаточно овладеть основными приемами, чтобы самостоятельно оказать воздействие на развитие ребенка, откорректировать его поведенческую реакцию.
Сказка помогает справляться с различными детскими капризами, например с отсутствием желания что-то выполнять, ленью, агрессией, при отказе от еды, неряшливости, лжи и пр.
Иногда не обойтись без консультации доктора, который помогает родителям отыскать причину страха или иной проблемы, а уже потом начинать терапевтическое воздействие.
Для лечения детей выбрана терапия на языке сказки неспроста, таким образом ребенку легче воспринимать взрослый мир. Этот способ воздействия гораздо результативнее в сравнении с серьезными беседами, наставлениями. Сказкотерапия дает возможность изменить ранимый внутренний мир детей, представить сложившуюся ситуацию с другой стороны, дать совет, возможность набраться опыта, осознать, что есть еще люди с подобной проблемой, которые не отчаиваются.
Учитывая то, что ребенок уже находится в школьном возрасте и отличает реальные вещи от выдуманных историй, психологи все равно прибегают к такому лечению детских проблем. Так как грань фантастического и правдивого очень нечеткая, школьник слушает сказочные истории и представляет себя на месте героя, сочувствует ему или радуется вместе с ним.
Важность терапии для школьного возраста
Школа с самого начала требует высокого уровня концентрации умственных, физических и эмоциональных затрат, накопленных детьми. В процессе обучения ребята проходят испытание на выносливость. Они находятся в сидячем положении, на ребенка воздействует умственная нагрузка, а в рамках учебного процесса может возникать нервное и психическое напряжение. Совокупность всех факторов иногда влияет на развитие различных болезней, например головной боли, сколиоза, отклонений в функционировании желудка, кишечника.
Высокая раздражительность, утомляемость, хроническое недосыпание обуславливаются еще и чрезмерной увлеченностью ребенка компьютерными играми, телевизионными программами, недостаточностью пребывания на свежем воздухе, неправильным питанием, редкими занятиями спортом.
В рамках обучения и воспитания детей младшего школьного возраста должно уделяться внимание главной задаче. Она заключается в обеспечение здорового образа жизни ученика младших классов, в коррекции уже сформированных негативных реакций поведения и привычек. В процессе решения возникают трудности, эффект не всегда достигается. А сказка может стать именно той волшебной палочкой, которая помогает в разрешении сложившихся ситуаций или возникших проблем. Она выступает важным средством, формирующим личность. В ней совмещаются элементы обучения, предупреждения, воспитания, побуждения к действию. Сказочные истории провоцируют детей задуматься, вылечивают недуги, освобождают от негативных мыслей.
Сказки отлично воздействуют на детскую психику, поскольку нравоучения в них завуалированы. Волшебные истории восстанавливают душевное спокойствие, дают силы, с ними ребенок переживает те эмоции, которые развивают в нем фантазию, мышление, воображение. Со сказкой удается избежать скучных будней, рутины, почувствовать новые, раньше не испытываемые положительные эмоции.
Основные методы
Существуют разные способы работы с такими детьми:
- метод интерпретации;
- рассказывание;
- написание сказок вновь;
- самостоятельное создание сказок.
Среди всех методов психологи выделяют последний, который является самым результативным. Он помогает благоприятно повлиять на психическое здоровье ребенка. Самостоятельное сочинение способствует представлению даже самой сложной проблемы с благоприятной стороны. У детей развивается творческий потенциал, мышление, грамотная речь, фантазия. Сочиняя сказку вместе с психологом, малыш чувствует себя творческой личностью, а это воодушевляет и придает энергии.
Однако процесс написания должен осуществляться по особым правилам. Сначала нужно установить проблему, которая нарушает психоэмоциональное состояние, тревожит. Затем со взрослым нужно обдумать, как будет называться сказка.
Одной из главных целей создания сказочной истории является распознание доброго и злого, что следует учитывать в процессе написания. При возникновении проблем с началом можно воспользоваться классическими вариантами: жил-был, однажды и пр. Сказочные герои необязательно должны быть настоящими мальчиками и девочками, принцессами, это могут быть животные, колдуньи или даже вымышленные персонажи, неведомые ребенку до этого момента.
Сказочные сюжеты должны быть живыми, непринужденными. Главное — начать придумывать, а дальше мысль станет развиваться быстро и беспрепятственно, а сюжет будет создаваться с каждой последующей строкой. Проще с таким методом работать творческим личностям с богатым воображением и фантазией, однако свои способности нужно развивать всем.
Рождаемый сюжет должен быть не только занимательным, необходимо помнить и о словесной подаче. Важно применять различные слова, которые делают сказку выразительной, красивой. Нужно вставлять слова-эпитеты, шуточные выражения, песни, созвучные словосочетания, гиперболы, рифмующиеся строки.
В любом варианте сказки содержат зачин и концовку. Необязательно делать длинное окончание, оно может быть представлено кратко и лаконично. Например: «Так и решено было поступить» или «Вот и сказочке конец». В некоторых случаях окончанием служит риторический вопрос, пословица, слова, над которыми необходимо задуматься, поразмыслить, призыв к действию.
В вымышленных историях можно ненавязчиво поднять важные вопросы, которые весьма актуальны и относятся к школьному воспитанию. Детям следует рассказать о закаливании, личной гигиене, правильном питании, соблюдении ежедневного режима и других темах.
При этом не рекомендуется вкладывать в детские головы комплекс правил и теоретических основ. Их нужно подтолкнуть к мысли о своем состоянии здоровья, о том, что они могут предпринять в своем юном возрасте.
Разновидности методики
Сказкотерапия для детей бывает двух видов. Рассказывать можно сказки о малыше, который похож на конкретного ребенка. В роли главного героя выступает мальчик или девочка, они попадают в аналогичную ситуацию, в которой находится школьник. Однако нельзя полностью копировать реальную жизненную ситуацию, хотя сюжет наделяется идентичностью. Так ребенку становится ясно, что любой человек может столкнуться с определенной проблемой. Выслушав историю другого мальчика или девочки, он приходит к какому-то заключению, приобретает навыки самостоятельного разрешения проблемных ситуаций.
Сценарий подобных сказок:
- Для начала нужно познакомиться с героями. Обязательным условием в сюжете для детей младшего школьного возраста должно быть что-то волшебное.
- Далее раскрывается сама проблема. Главный герой или героиня оказываются один на один со страхом, фобией или сложностью, с которой столкнулся реальный ребенок.
- После этого нужно предоставить пути решения. Часто на помощь приходят разнообразные волшебные предметы.
- В кульминационном моменте описывается то, как герой преодолевает трудности, несмотря на сложившиеся преграды.
- Для терапевтических сказок всегда присуща развязка. Недопустимо в конце оставить историю незаконченной, открытой, а проблему неразрешенной.
- Важным элементом выступает мораль или выводы, заключение, к которому пришел главный персонаж. Эта часть должна быть краткой, достаточно написать одно или несколько предложений.
- Обсуждение морали с малышом неуместно. Выводы им будут сделаны самостоятельно на уровне подсознания. У рассмотренного типа сказок не должно быть сложного, трудного для понимания ребенком сюжета. Все должно быть простым и предельно ясным.
Вторая разновидность — сказки непосредственно о самом ребенке. Отличие от первого вида в том, что в роли главного героя или героини предстает малыш. Во время рассказа необходимо упоминать определенные реальные моменты, события, ситуации, в которых принимали участие сын или дочь. Можно называть имена, правдивые названия, например, адрес собственного дома. В тексте называются и любимые игрушки, предметы, еда, все зависит от смысла. Благодаря этому у малыша действительно сложится представление, что рассказывается история о нем.
В сказках этого типа герой, то есть сам школьник, наделяется конкретными качествами, которые хочется, чтобы у него появились. Родители должны создать такую картинку, которая достижима в реальности.
Сказкотерапия не только приносит пользу взрослым и детям — это еще и очень увлекательное направление в психологии. Со сказками можно узнать что-то новое, неизведанное в веселой и неутомительной форме.