Организовываем театр с участием детсадовцев
Опубликовано: 28.03.2016
Театрализованные игры в детском саду являются творческой деятельностью, малыш развивает интеллект, способность мыслить, говорить. Инсценируя действия героев, ребенок учится быть самостоятельным, он может сам выбирать темы, придумывать действия, развивать сюжет игры. Обязательно для правильной постановки театрализованных игр участие воспитателей.
Содержание
Необходимость представлений
Театрализованные игры в детском саду воспроизводят поведение, эмоции, действия, слова вымышленного литературного персонажа. В основу берется театральная постановка, рассказ, повесть, сказка. Главные герои становятся действующими персонажами.
Самыми распространенными темами становятся чувства: любовь, дружба, смелость, честность, доброта. Играя роль, малыш копирует поведение героя. Таким образом психологически происходит непосредственное влияние на развитие ребенка. В результате перевоплощения в героя формируется опыт поведения в той или иной ситуации. Поскольку действия театральных персонажей несут в себе положительные качества, то малыш становится участником добрых и честных дел.
Одной из первых творческих игр становится кукольный театр. Он имеет большую педагогическую роль, его цели — раскрыть фантазию, развить смелость и уверенность в себе. Через кукольных героев происходит знакомство с новым, неизвестным сказочным миром.
Разновидности представлений
Существуют два вида театрализованных представлений для детей дошкольного возраста: игра-драматизация, режиссерская игра.
Последняя представляет собой постановку, где ребенок превращается в вымышленный персонаж, говорит за него, воспроизводит его интонацию, мимику, придумывает сюжет. Такие постановки относятся к настольному и теневому театру.
Игра-драматизация основывается на действиях исполнителя. Ребенок, играя роль персонажа, например надетого на руку, ведет действие самостоятельно, используя при этом свою мимику, манеру общения, интонацию.
Театр настольных кукол использует различные игрушки. Действо происходит на столе, поэтому персонажи должны быть небольших размеров, удобными, прочно стоящими на поверхности.
Театр картинок предполагает использование декораций. Делать представления с помощью этих элементов очень интересно, материал легкий, детям удобно с ним работать.
Стенд-книжка имеет вид макета или большой книги. Здесь последнюю устанавливают на стол и только листают картинки. Действующим персонажем может быть один ведущий или группа детей, которая озвучивает роли. Перелистывая страницы книги, дети передают сюжет, изображение, действие.
Фланелеграф, или экран, на который устанавливаются и крепятся изображения. Картинки выбираются детьми из разных эпизодов рассказа или сказки.
Театр теней. Для такой постановки нужен экран, затянутый полупрозрачной бумагой. Дети садятся за ним и с помощью черных плоских кукол начинают вести действие. Здесь главную роль играют осветительные приборы. Чтобы эффект от теней был действительно впечатляющим, необходимо использовать сильный поток света. Создавать подобный театр можно не только с помощью кукол, но и используя пальцы рук. Сопровождать такое представление следует музыкой, звуками.
Пальчиковая драматизация использует маленьких кукол. Ребенку такой предмет следует надеть на палец или на всю руку. Согласно сюжету представления детям необходимо передать чувства и эмоции своего героя. Пальчиковые спектакли проводятся как за ширмой, так и просто в зале.
Пальчиковые куклы бибабо показывают свои представления за ширмой. Малыш надевает героя на ручку и с ее помощью старается передать эмоции персонажа. В таком спектакле детям можно не стесняться, видно из-за ширмы их не будет.
Импровизация имеет вид представления без подготовки. Импровизировать можно с любыми предметами и героями, а можно и самим детям играть свои придуманные роли. Используются самые разные темы и сюжеты. Такие постановки развивают у детей самостоятельность в принятии решений и поведении.
Процесс драматизации относится к творческому виду игр для детей. Развивая это направление, можно проводить инсценировки песен, сказок, рассказов. Если же говорить о спектаклях, то можно выделить музыкальные, драматические, хореографические представления, детские оперы, мюзиклы, пантомимы. Театральные действия могут носить характер праздника, шоу или развлечения. Проведение любого вида представлений имеет цель разнообразить детский досуг, развить новые способности и навыки.
Организация театрализованных игр
Подготовительной базой для малыша служат просмотр спектаклей в исполнении взрослых.
Для начала могут устраиваться домашние постановки, в которых участвуют мама, папа, дедушка или бабушка. Начинать следует с кукольных представлений, после чего можно переходить к книгам и сказкам. Если существует возможность, следует сводить ребенка в кукольный театр, после чего повторить спектакль дома с помощью любимых кукол и игрушек малыша. Перевоплощение последних в сказочных героев очень понравится вашему ребенку.
Очень важна работа персонала в детском саду, основы занятий проходят с музыкальными работниками. Таким образом воспитатель показывает свои возможности и таланты, дети подражают им и обучаются. Правильная работа педагога является главной в творческом процессе, необходимо помнить, что воспитатель должен точно выражать свои мысли с помощью слов, интонаций.
Существуют методики по творческому развитию деятельности у детей:
- создание воспитателем и детьми сюжетов и ситуаций, которые в дальнейшем будут использоваться в театре-постановке;
- обучение правильному ведению диалога и беседы;
- развитие фантазии дошкольников с целью разбудить мышление и воображение.
Педагог должен показывать детям модели поведения и стимулировать малышей к самостоятельным действиям. Крайне желательно участие родителей в процессе подготовки костюмов и декораций.
Главные требования для проведения театрализованных игр:
- Правильный и содержательный подбор темы для постановки.
- Регулярное и постоянное проведение игр и спектаклей.
- Во время театральных постановок требуется участие и активность всех детей группы, а не отдельных исполнителей.
- В процессе мероприятия необходимо общение детей друг с другом для постановки ролей.
- Содержание спектакля должно быть интересно детям с учетом их возраста.
Этапы подготовки театрализованной постановки:
- подготовка творческого материала или сценария, подборка сказок, стихов, музыки;
- воспитатель и малыши должны проработать и проиграть каждого героя, его поведение, мимику, жесты, внести что-то новое в свое исполнение.
Для младшей группы лучше подбирать постановки ролевого характера. Именно действующий персонаж (собачка, кошечка, птичка) облегчает малышу задачу. Дети хорошо подражают животным с самого раннего возраста.
Для средней группы можно вводить роли героев. Например, малышу дают задание не только озвучивать персонаж, но и показывать его движения. Хорошо подходят герои сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».
Для старшей группы детского сада можно усложнить задачу: следует показывать характер, проявлять эмоции, импровизировать, читать стихи и петь песни.
Проведение театрализованных игр в детских садах сильно развивает воображение малышей. Главная цель творческого воспитания — это развить умение слушать, понимать других, анализировать информацию, правильно говорить. Поэтому научить малышей ставить собственные театральные постановки будет очень полезно как для творческого, так и для личностного развития детей.