Разбираемся в экологии через игру
Опубликовано: 24.03.2016
Экологические игры для дошкольников оказывают существенную помощь в развитии детей и формировании у них любви к окружающей природе. Весьма важно начинать физическое и интеллектуальное развитие ребенка с ранних лет. Это поможет ему стать более приспособленным к различным житейским ситуациями и лучше узнать окружающий мир. На сегодняшний день есть достаточно много способов, которые помогут справиться с этой задачей, и все они могут показать хороший результат.
Одним из таких способов являются экологические игры для младших школьников.
Их главная задача состоит в том, чтобы в увлекательной и ненавязчивой форме разъяснить детям основные правила и принципы различных явлений, а также дать понимание бережного отношения к природе. Особенно они нравятся малышам с врожденной тягой к познанию всего нового, подвижным, общительным и старающимся превзойти своих сверстников в знаниях.
Содержание
Зачем нужны экологические игры для младших детей?
Дети с самого рождения обладают тягой к знаниям, потому взрослым, пришлось срочно что-то предпринимать и придумывать новый способ экологического образования дошкольников.
У ребенка, как только он смог стать на ноги, появляются первые впечатления от прогулок на свежем воздухе, соприкосновений с деревьями, травой, листьями, а в некоторых случаях и с животными.
Подвижные игры на улице благоприятно влияют на его иммунитет и укрепляют нервную систему. В игре ребенок учится координации движений, а это основа для его физического здоровья.
Когда он немного подрастет и придет пора отдавать его в детский сад, то обеспечение ребенка всей необходимой информацией об экологии переместится на плечи воспитателей.
Но им будет сложнее, поскольку у ребенка дошкольного возраста появляются первые задатки формирования личности, к тому же он стремится систематизировать знания, которые получил ранее.
Именно в этот момент поможет игра как метод экологического воспитания таких детей. Как правило, они проводятся в группе после возвращения с прогулок. Воспитатель старается закрепить у малышей информацию о разнообразии окружающей среды и в процессе игры проверить качество усвоенных знаний.
Иногда, для этих целей, можно проводить тематические занятия или утренники, тогда малыши смогут проявить свой творческий потенциал в полном объеме.
Что касается классификации подвижных игр, то они делятся на соревновательные, дидактические, ролевые и игры-путешествия. Все они имеют свои особенности.
Особенности соревновательных игр
В большинстве случаев они носят конкурсный характер и подразумевают тематические состязания между командами.
Результатом в такой игре является набор очков и призовое поощрение. В качестве примера можно указать весьма увлекательную игру, которая даст максимальное понимание данного действия:
- Игра «Бережем воду» — здесь потребуется разделить детей на две группы и каждой из них дать большую емкость, наполненную водой. для этого можно использовать обыкновенное ведро, корыто или таз.
- Затем команды получают в свое распоряжение по маленькому ведерку и становятся в две шеренги, в начале которой стоит емкость с водой, а в конце — дерево или куст.
- Задача проста — опустошить большое ведро и полить растение при этом пролив минимум жидкости. Побеждает та команда, которая справится с задачей лучше остальных.
- Эта игра способствует развитию координации, и учит экономить воду.
Особенности дидактичных игр
Здесь главной задачей является научить детей внимательности и умению логически мыслить. При этом стоит учитывать их дошкольный возраст, и не ставить перед ними сложные цели. Впоследствии малыши смогут научиться определять характерные различия между овощами и фруктами. Причем это не станет пределом для их возможностей, а лишь заложит прочную основу для приобретения дальнейших знаний. Примером может послужить следующая игра:
- Игра «Что в саду, а что в огороде?». Воспитатель складывает в корзину продукты и перемешивает их.
- Берет корзину, ставит перед малышами и просит их разобраться, что и где растет. Потом дети по очереди начинают доставать из корзины продукты и рассказывать о том, где они растут — в саду или в огороде.
- Благодаря такой игре удастся познакомить их с овощами и фруктами, а также рассказать им о том, в чем их главные различия.
Особенности ролевых игр
Здесь все предельно просто. В таких играх можно участвовать всей группой или же разделиться на команды. При этом каждому малышу будет отведена роль того или иного растения. Особенной популярностью они пользуются на тематических занятиях и утренниках, поскольку задействовать в них можно каждого. Здесь нет каких-то жестких требований, а весь процесс происходит следующим образом:
- В целях экологического образования дошкольников, воспитатель составляет небольшой план проведения мероприятия, в котором каждому участнику отведена своя роль.
- При необходимости можно написать несложные слова, выучив которые ребенок получит дополнительные знания о фрукте, овоще, растении.
- Можно сшить костюм, характерный для его роли, после чего можно добиться максимального эффекта от обучающего процесса.
Особенности игр-путешествий
Они носят больше ознакомительный характер, чем игровой. В данном случае дети и воспитатель отправляются на прогулку в сад или лес. В процессе такого мероприятия надо рассказывать им о различных видах деревьев, показывать всевозможные цветы, пояснять, в чем состоят отличия птиц и зверей. После окончания похода, можно устроить тематическое занятие и, показывая картинки с теми объектами, которые они увидели, проверить уровень полученных знаний.