Как привить ребенку уважение к взрослым
Опубликовано: 22.07.2022
Время идет, меняются столетия, но одна истина остается неизменной –противостояние отцов и детей. От представителей старшего поколения всегда можно услышать фразы «Мы в детстве себе такого не позволяли», «куда катиться молодое поколение», «молодежь перестала уважать взрослых» и т.д. Конечно, сложно оценить, насколько эти слова отражают действительность или это только субъективное оценочное суждение? А давайте попробуем разобраться, что влияет на формирование у детей такого чувства, как уважение.
Где та точка отсчета, с которой начинается процесс прививания уважения? Какие факторы влияют на его формирование? И что такое уважение? И начнем мы, пожалуй, с последнего вопроса.
Уважение – это в первую очередь чувство. Оно рождается тогда, когда один человек признает достоинства другого. Это признание выражается в понимании и признании точки зрения другого человека, в готовности следовать его правилам и придерживаться приемлемому формату общения. Поскольку у детей в юном возрасте психика не способна воспринимать такие материи в теории, остается только одно – показывать на практике. Как это происходит, читайте дальше.
Уважение формируется в семье
Все имеет свое начало в детстве. Ребенок учится на примере своих родителей и тех взрослых, которые его окружают. Как утверждают многих детские психологи, ребенок лучше всего усваивает на личном примере. Поэтому важно показывать самому ребенку, что он важный член семьи и его интересы принимают во внимание.
Уважайте пространство ребенка. Если у него есть своя комната, стучите прежде, чем войти. Возможно, вначале, он будет забывать стучаться к вам. Но это процесс обучения, здесь важно проявлять терпение. Он научится, в свою очередь, уважать пространство других.
Проявляйте уважение к телу ребенка. Спрашивайте разрешения, если это уместно. Давайте ему понять, что распоряжаться своим телом может только он. И тогда, ребенок будет делать то же самое в отношении других: как людей, так и животных, что немаловажно.
Принимайте разное настроение и эмоции. Давайте возможность малышу проявлять разные эмоции. Нельзя запрещать ребенку проявлять злость или страх. И ни в коем случае нельзя его стыдить за их проявление. Такие эмоции – важная часть нас. И нужно уметь ими управлять, а не подавлять.
Слушайте ребенка. Давайте возможность высказаться свою точку зрения и учитывайте его пожелания. Даже, если это немного неуместно или у вас нет настроения.
Признавайте достижения ребенка, его успехи и старания. Поддерживая любые усилия детей, мы стимулируем их развиваться исходя из внутреннего интереса, а не из чувства долга. Когда ребенок привыкает слышать похвалу и получать внимание, он учится признавать старания и умения других.
Ребенок, который уважает себя, будет уважать других. И происходить это будет потому, что признает их отличие, взгляды и достижения, а не просто потому, что надо.
Обязательно навещайте бабушек и дедушек, если есть такая возможность. Если они живут далеко, созванивайтесь с ними и рассказывайте о них. Если близко – навещайте и проводите с ними время. И не важно, живут они дома или они под постоянным присмотром в пансионатах, — главное показать свою любовь к ним и уважение. Разговаривайте с детками, объясняйте, что их нужен уход, общение и поддержка. И со своей стороны делаете все возможное, чтобы им было комфортно. Уход за больным с проживанием – прекрасная возможность проявить заботу о своих близких.
Фразы
- Мы стараемся вести себя тихо, когда другие отдыхают.
- Убери, пожалуйста, со стола, когда закончишь кушать. Маме будет приятно, что ты ценишь ее труд и стараешься поддерживать чистоту.
- Я прошу тебя собрать портфель вечером. И утром мы сможем спокойно без спешки будет выйти из дома.
- Предложи, пожалуйста, бабушке/дедушке воду, когда идешь на кухню попить. Им будут приятны твои внимание и забота.
Кроме того, что забота, внимание и уважение должны быть направлены на самого ребенка, он эти же проявления должен наблюдать со стороны. Таким образом вы создаете эффект внутреннего и внешнего воздействия. И если они согласованы и не отличаются, ребенку будет очень легко себя проявлять так же. Но если присутствует несогласованность: по отношению к другим уважение есть, но к самому ребенку нет, не ждите положительного эффекта.
Если папа заботиться о маме и наоборот, с очень высокой вероятностью он такую модель взаимодействия будет копировать в своей семье.
Собственный пример и установка правил
Помимо личного примера, внедряйте семейные правила. Их не должно быть много, но им должны обязательно следовать все. Есть вещи, которые можно обсуждать и договариваться. А есть те, которые необходимо выполнять всем одинаково и беспрекословно.
Например:
- убирать за собой посуду, когда ребенок уже может выполнять такую задачу.
- Убирать игрушки перед сном.
- Благодарить за завтрак, обед и ужин
- Сидеть со всей семьей за столом, даже если ребенок не хочет кушать и т.д.
Приучайте малыша к ответственности. Определите несколько задач, за которыми он должен следить. Пусть вначале это будет что-то несложное. Со временем можно увеличить и количество задач, и уровень сложности. Когда дитя выполняет задания, он учится уважать свои усилия и ценить усилия других.
Объясняйте, что следовать правилам нужно не только дома, но и в детском саду или в школе. Ребенок должен понимать, что в каждом коллективе могут быть свои правила. Таким образом вы сможете поспособствовать более легкой адаптации ребенка в детском саду.
И помните, что на все нужно время, проявление любви и терпения.