Эффективное обучение ребенка чтению
Опубликовано: 05.04.2016

Каждая мама задается вопросом, как правильно научить ребенка читать, особенно когда ему исполняется 5 или 6 лет.
Школьная программа довольно тяжелая даже для первоклассников, поэтому дети должны уметь читать и писать, чтобы быстрее улавливать материал и не отставать на занятиях.
Чтобы научить читать малыша, родители либо обращаются за помощью к репетиторам, либо пытаются самостоятельно привить чаду любовь к книгам.
Чтобы надомное обучение пошло на пользу, необходимо соблюдать несколько несложных правил, тогда ребенок с удовольствием будет «поглощать» предоставленные знания и достигнет хороших результатов.
Содержание
Советы опытных педагогов
При чтении у ребенка происходит развитие воображения, формируется внутренний мир и взгляды на жизнь, малыш учится самостоятельно размышлять над происходящим и подготавливает свой мозг к получению более сложных знаний.
Перед тем как начать заниматься с ребенком, нужно понять, способен ли он к восприятию необходимого материала:
- Наиболее важным является возраст, с которого можно научить ребенка читать по слогам: желательно после 3 лет в том случае, если малыш умеет разговаривать. Более ранние занятия могут привести к задержке развития речи, небольшой замкнутости.
- Правильная ориентация в пространстве и понимание выражений «вправо» и «влево» позволяют малышу не путаться в словах и делать то, что от него требуется.
- Ребенок должен не иметь отклонений в речи, правильно выговаривать наиболее сложные буквы и не путаться в словах.
- Если малыш имеет нормально развитый слух, он будет правильно воспринимать и запоминать буквы и звуки.
Чтобы достигнуть отличных результатов, необходимо придерживаться советов специалистов, а выполнение рекомендаций позволит ребенку лучше усваивать учебный материал и за короткий промежуток времени научиться читать:
- Нельзя принуждать ребенка к чтению, чтобы не отбить желание учиться в дальнейшем, лучше на своем примере показывать, какой интересной может быть книга, читать вслух сказки и различные короткие истории.
- Специалисты советуют начинать знакомство ребенка со звуков, а не букв — говорить «р», а не «эр», «с», а не «эс».
- Чтобы дети быстрее понимали и читали слоги, а не отдельные буквы, необходимо распечатать карточки, на которых они написаны. Сочетания 2 или 3 букв малышом легче воспримется, и он будет их запоминать и правильно произносить.
- Пройденный материал необходимо периодически повторять, это способствует закреплению полученных знаний и постепенному пониманию текста и букв.
- Малышу нужно подавать знания небольшими порциями, переходя от простого к сложному этапу. Это поможет избежать каши в голове и позволит лучше воспринимать словосочетания.
- Первыми необходимо учить читать наиболее легкие слова (мама, баба, папа, дед), затем постепенно переходить к фразам из 3-ех слов, а буквы «й», «ь» и «ъ», оставить на самый конец.
- В игровой форме с ребенком необходимо заниматься в любом месте — на прогулке читать названия улиц, в магазине — продукты и вывески.
- Заинтересовать малыша чтением можно, если периодически проводить квесты, где в записках указаны тайники с конфетой или игрушкой.
Проще всего начинать обучение детей со звуков — сделать 10 кружочков, на каждом написать букву, затем их развешивают по дому и просят малыша пойти и назвать написанное. Проводить подобное обучение необходимо до тех пор, пока ребенок не запомнит их назубок.
Затем по тому же принципу пишутся и остальные буквы, далее слоги и слова.
Постепенный переход от простого к сложному, дополненный игровой формой, дает наиболее положительные результаты, нужно только соблюдать периодичность и не откладывать занятия на потом. Терпение и спокойное отношение к ребенку через некоторое время даст отличные результаты и позволит наслаждаться его чтением.
Последствия раннего обучения малышей
Приучение ребенка к чтению раньше, чем он будет к этому готов, чревато проблемами:
- нарушается психическое здоровье малышей — это заметно не сразу, а проявляется в виде неврозов, заикания или чрезмерного завышения самооценки;
- офтальмологи предупреждают о возникновении близорукости, если ребенок занимается чтением с раннего возраста, наиболее подходящее время — 5-6 лет.
Наиболее простой и одновременно часто используемой является методика обучения «от букв к слогам». Большое количество родителей каждый год тратят много времени и сил, чтобы добиться от ребенка определенных результатов, требуя усидчивости и быстрого восприятия поданного материала. Минусом этого метода является занудность, но если перевести обучающий процесс в игру и сначала дать малышу полностью выучить буквы, а затем из них складывать слова, то результат достигается быстрее.
Методика Зайцева: азы обучения чтению
Это очень интересная методика, которая успешно используется родителями и педагогами на протяжении нескольких десятилетий. Ее суть состоит в том, что малыша обучают не отдельным буквам, а слогам. На кубиках из различного материала нанесены слоги, внутри их размещен разнообразный наполнитель — шарики, блестки, ребенок учится произносить и одновременно запоминать материал. Родителям рекомендуется не просто произносить сочетания нужных букв, а напевать их. В трехлетнем возрасте малыш сможет научиться читать за полгода, если родители соблюдают условие: занятия длятся не более 20 минут по 2-3 раза в неделю. При такой положительности данной методики существуют и негативные стороны:
- малыш может начать проглатывать окончания слов;
- ему будет трудно разбирать слова по буквам;
- таблицы и кубики имеют высокую стоимость.
Методики Домана и Тюленева: подсказки родителям
Если ребенка обучают по методике Гленна Домана, то необходимо иметь карточки с целыми словами. Когда ему показывают их, он должен быстро назвать написанное. Доступность и простота в обучении является плюсом, минусы — пассивная позиция детей, они не понимают написанное, а лишь запоминают, для непосед это утомительная методика, требующая концентрации внимания и усидчивости.
Методика Тюленева создана для обучения детей до года и рассчитана на то, что в двухлетнем возрасте малыш сможет читать небольшие стихи.
Необходимо периодически демонстрировать ребенку карточки с написанными буквами и громко называть их значение, но перед этим убрать все игрушки и отвлекающие предметы.
Многие являются противниками подобного метода, утверждая, что таким способом у детей отбирается детство, а их головной мозг не готов к восприятию подобных знаний, в будущем это может перерасти в апатию, нервозность и потерю интереса к жизни и всему новому.