Чем полезны кубики Кооса?
Опубликовано: 23.03.2016

Для диагностики развития невербального интеллекта используются так называемые кубики Кооса. Предложенная американским психологом К. Коосом в 1923 году данная методика направлена на исследование степени сформированности наглядно-действенного мышления, а именно: конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, внимания, комбинаторики, уровня обучаемости, а также умения взаимодействовать в группе. Используется в равной в степени как для работы с детьми старше 5 лет, так и со взрослыми. Используя кубики Кооса, активизируется цепочка мыслительных операций «анализ — генерализация — синтез».
Цели использования:
- обнаружение патологий и задержек на каждом этапе развития интеллекта;
- выявление одаренных личностей;
- определение профпригодности в сфере «человек-техника»;
- развитие наглядно-действенного мышления.
Ход работы
Для эксперимента по данной методике необходима комплектация «кубики Кооса»:
- 16 одинаково раскрашенных кубиков, каждая грань у которых имеет определенный цвет (красный, синий, желтый, белый, сине-желтый, красно-белый);
- 18 карточек с разными по форме и цвету схемами, которые можно составить из кубиков;
- методическое пособие;
- бланки фиксации результатов.
Кубики Кооса перед началом исследования перемешивают. Работа проводится за столом. Демонстрируется одна из карточек с картинкой, которую в точности необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, тем самым подбирая нужный узор. Если это тестирование, а не просто занятие, оценивается время, за которое испытуемый справляется с заданием. На составление правильного варианта картинки дается 5 попыток. Если испытуемый не справляется с пятой попытки, тестирование прекращается.
Особенности работы
Работа с кубиками Кооса предполагает последовательное возрастание сложности заданий. Уровни сложности:
- использовать только одноцветные стороны;
- задействовать вместе с одноцветными гранями несколько двухцветных;
- составить картинку только из двухцветных граней;
- выполнить задания, в которых необходимо поставить один или несколько элементов на ребро;
- задействовать еще больше элементов;
- использовать для работы менее симметричные схемы;
- составлять картинки с бо́льшим количеством цветов.
Рекомендации по выполнению с детьми:
- предложить малышу рассмотреть картинку вместе, отмечая элементы, из которых она состоит;
- попросить кроху рассказать последовательность своих действий;
- во время работы стимулировать чадо комментировать свои действия;
- подсказывать и помогать, если возникли трудности;
- разрешать повторное выполнение задания до тех пор, пока результат не станет отличным.
Тест Векслера
Упражнение с кубиками Кооса входит в комплект теста Векслера, применяемого для оценки уровня интеллекта.
Тест диагностирует как вербальный, так и невербальный интеллект.
Упражнение, которое предполагает данная методика, кубики Кооса использует в полную силу, оно входит в невербальную часть теста, упрощено по сравнению с оригиналом: используются лишь 9 кубиков, имеющие красные, белые и красно-белые грани.
Задания с использованием элементов Кооса для детей старше 8 лет с предположительно сниженным уровнем интеллекта:
- Сложить картинку при малыше, не показывая ему карточку с образцом. Кроха при работе опирается только на образец, составленный взрослым. Для выполнения упражнения понадобятся 4 элемента, которые нужно положить перед испытуемым. В случае неправильного выполнения, взрослый показывает правильный вариант сборки на кубиках малыша, затем снова их перемешивает. Результат выполнения оценивается в зависимости от затраченных попыток: с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл.
- Упражнение выполняется вне зависимости от результатов первого этапа. Составить картинку по схеме, не демонстрируя процесс малышу. Показывается только готовый, собранный взрослым образец. Используются те же 4 кубика. При неправильном выполнении упражнения верный вариант составления демонстрируется на элементах малышу. Одна затраченная попытка — 2 балла, две — 1 балл. Если кроха не справляется с двух попыток, следует закончить тестирование.
- Показать карточку со схемой и по ней при малыше собрать из кубиков предложенную картинку, после чего все элементы перемешать. В случае неудачи собрать картинку еще раз и снова разрушить. После следующей неудачной попытки прекратить выполнение задания. Решение с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Успешное решение задания на 1 или 2 балла позволяет приступить к первому заданию для детей с нормальным уровнем интеллекта.
Задания с использованием элементов Кооса для детей старше 8 лет с предположительно нормальным уровнем интеллекта:
- Начать следует с выполнения последнего задания для детей, подозреваемых в сниженном интеллекте, предварительно разобрав с крохой цвета кубиков. В случае успешного результата добавить заочно баллы за выполнение первых двух заданий.
- В последующих четырех упражнениях постепенно усложнять картинки, которые служат образцом выполнения.
- Перейти к выполнению трех заданий, где нужно задействовать все 9 кубиков.
Примечательной является также поведенческая реакция ребенка: становится ли он внимательным, обеспокоенным или нервным. Следует зафиксировать количество движений, которое использует ребенок во время выполнения задания: большое количество движений может свидетельствовать о том, что испытуемому тяжело выполнить задание.
Каждая из ошибок, допущенных во время выполнения упражнения, может выявить патологию и установить ее характер.