Формирование элементарных математических представлений для детсадовцев
Опубликовано: 06.04.2016
Уже в детском саду воспитатели решают некоторые образовательные задачи, направленные на развитие каждого ребенка. С этой целью, кроме всего прочего, проводится ФЭМП во второй младшей группе. Чему именно способствуют данные занятия?
Основные задачи ФЭМП
Занимаясь, ребенок развивается как личность. Обучение ребенка проводится по определенной программе, благодаря которой он быстрее осваивает виды деятельности. У него формируется некая мотивация к обучению, желание понимать множество окружающих его элементарных вещей.
Основной задачей ФЭМП является формирование способностей к самоанализу у ребенка через решение различных математических задачек и жизненных ситуаций. Решение задач может иметь несколько целей:
- познание различных геометрических фигур и нахождение отличий между ними (у треугольника 3 стороны, у квадрата — 4 равных, у прямоугольника — 2 одной величины и 2 другой, а также различие между кругом и овалом);
- познание каждого цвета и умение отличать один от другого;
- закрепление умения отличать предметы по величине и высоте, говорить результат (побольше, поменьше, совсем маленький, огромный и т. д.);
- развитие мышления, памяти и внимания;
- формирование у ребенка навыков, которые позволят ему проводить самоанализ.
Также занятия по ФЭМП способствуют умению слушать воспитателя и других взрослых. При работе с карандашами или красками малыш учится быть аккуратным. Каждое занятие помогает развить коммуникативные навыки, в результате чего происходит формирование умения дружно работать в небольшом коллективе.
Изучение геометрических фигур
Начать занятие по формированию элементарных математических представлений можно с помощью карандашей, картинок, которые нужно будет раскрасить, коробки с сюрпризом, вымышленного персонажа и загадок.
Начинается занятие с обращения воспитателя к детям. Он говорит: «Дети, сегодня к нам в гости наведалась мышка, давайте поздороваемся с ней (ребята приветствуют мышку). Она желает с вами поиграть, потому принесла с собой эту замечательную коробку. Но узнать, что в коробке, и приступить к игре с мышкой можно будет только после того, как вы отгадаете несколько загадок».
Данные загадки направлены на определение геометрических фигур в игровой форме. Взрослый предлагает загадку: не имею углов, форма солнышка моя, схож с формами шаров, монет колец и колеса. Кто это? Дети отвечают: круг. После правильного ответа воспитатель говорит об этом детям, достает из коробки человечка из кружков и акцентирует внимание детей на форме ног, рук, глаз и прочего бумажного персонажа. Затем воспитатель спрашивает, какого цвета этот круглый человечек, а дети отвечают.
После следует вторая загадка: 3 верхушки, 3 угла, не квадрат случайно? Дети отвечают: нет, это треугольник. После чего воспитатель достает из коробки бумажного треугольного человечка и выполняются те же действия, что и по отношению к бумажному человечку из кругов.
Далее загадки слегка усложняются. Воспитатель говорит: «Мышка предложила и чуть посложнее загадки, чтобы понять, кто из вас самый внимательный.». Затем озвучивается сама загадка: похож и на открытку, и на платок, и на конверт, и на коврик, что для мышки, и на столик, где обед. На вопрос «кто это?» дети отвечают: прямоугольник. Воспитатель предлагает сказать, что дети видят прямоугольного в повседневной жизни. Обычно они отвечают: кирпич, окно и т. д.
Следующая загадка: не треугольник и не круг, да и овалу он не друг, прямоугольник — старший брат, а зовут его…? Дети отвечают: квадрат. После этого воспитатель достает из коробки мышки квадратного персонажа и задает те же вопросы, что задавал по отношению к бумажным человечкам из других фигур. И предлагает детям посмотреть, что они видят вокруг себя квадратной формы. Дети сразу находят квадратные листочки, кубики, различные игрушки квадратной формы, после чего воспитатель говорит, что мышка очень благодарна за такую игру, уходит к своим мышатам и расскажет, какие детки молодцы.
Занятие о временах года
Занятие про времена года воспитатель может начать с фразы «Дети, сегодня обнаружила на столике во дворе снежок!».
И продолжить: «Так удивилась, ведь еще вчера его не было. Кто принес нам снег?» И дети отвечают: «Зима!». Воспитатель говорит: «Правильно! А вместе со снегом зима принесла нам задания. Она хочет знать, чему мы научены. Вы не боитесь трудностей? Покажем зиме, что мы уже умеем? За это она нам принесет подарки». Дети соглашаются, и воспитатель дает следующие задания.
Сначала воспитатель спрашивает, что зимой в природе происходит. Дети отвечают, что в это время года становится холодно, падает снег, на лужах или реках образуется лед, животные меняют шубку или залегают в спячку, насекомых нет, а деревья окутывает не лиственная, а снежная шуба. На следующий вопрос «Почему птичкам зимой трудно?» отвечают, что птицам холодно и нет насекомых, которыми они питаются.
Далее воспитатель у детей интересуется, какие птички зимуют. Дети отвечают: снегирь, ворона, воробей, голубь и пр. После он вешает бумажных птичек на доску и предлагает угостить их семечками, спрашивая, сколько дети видят птиц, сколько всего семечек и сколько их останется, если по 1 семечке дать 1 птичке. После воспитатель предлагает составить неравенство. Так, если на доске 6 бумажных птиц, а семечек — 14, то неравенство будет выглядеть таким образом: 6<14.
Затем он интересуется, сколько месяцев содержит зима и как их называют. Ребята говорят 3: декабрь, январь и февраль. Затем он спрашивает, какой месяц самый короткий. Дети говорят хором: февраль. Тут воспитатель интересуется, сколько дней в этом месяце. Дети говорят 28 или 29. Затем зима «предлагает поиграть», дети играют и получают подарки от нее в виде конфет.