Проведение ФЭМП в детском саду
Опубликовано: 20.04.2016
Одним из направлений педагогической деятельности является ФЭМП в средней группе, позволяющий ребенку начать познание научных аспектов, используя при этом исключительно игровую форму.
Поход ребенка в детский сад подразумевает не только веселые игры и забавы. Программа посещения дошкольного учреждения также содержит определенные занятия, направленные на формирование общих представлений об окружающем мире и получение общих знаний иного характера.
Содержание
Основы образовательного процесса для дошкольников
В программе каждого дошкольного учебного учреждения обязательно присутствуют определенные занятия, направленные на познание элементарных научных основ. Подобные мероприятия дают ребенку возможность приспособиться к будущей учебе и развить собственное представление о ней. Каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью производить простейшие расчеты или ориентироваться в окружающем мире. Использование же аналогичного направления наилучшим образом дает ребенку понять принципы, составляющие основы того или иного предмета.
Как правило, для достижения необходимого эффекта используются дидактические игры, позволяющие в игровой форме объяснить малышу те или иные истины, а также научить его разбираться в них. Аналогичные мероприятия проводятся в форме учебного моделирования того или другого предмета и направлены на знакомство с ним.
Подобная практика является достаточно эффективной ввиду своей ненавязчивости и легкости восприятия. Мозг детей, находящихся в младшей и средней группе, пока еще не может полноценно воспринимать сухую информацию, что делает стандартный процесс обучения неэффективным. Использование игровых методик дает возможность стимулировать познавательное развитие детей и способствует постепенному вхождению их в мир науки.
В процессе аналогичного обучения крайне важным является формирование элементарного математического представления (ФЭМП). Подобные дидактические игры расширяют кругозор ребенка и способствуют его знакомству с цифрами и действиями, которые можно с ними производить. Исходя из этого, применяя перспективное планирование для создания программы будущего обучения детей, многие педагоги внедряют ФЭМП наравне с другими методиками познания окружающего мира.
Основные задачи ФЭМП и их важность в общем образовательном процессе
Перспективный план подобных мероприятий формируется на долговременной основе и содержит различные программные задачи. Одной из них является ознакомление детей с ФЭМП. Знакомство ребенка с простейшей математикой посредством игровой деятельности начинается с познания ее основ, которые базируются на следующих принципах:
- изучение простейших чисел;
- знакомство с геометрическими фигурами;
- произведение простейших вычислений;
- способности отличать цифры и геометрические фигуры друг от друга;
- изучение способов визуального отображения математических элементов.
При этом на каждом отдельном занятии малыши знакомятся лишь с одним конкретным числом и способом его написания, а также учатся сопоставлять его с количеством определенных предметов. Происходит аналогичное знакомство с помощью игры, в которой участвует каждый ребенок. При этом непосредственная образовательная деятельность детей производится согласно установленному плану занятия и придерживается его четкой структуры. Продолжительность НОД по ФЭМП в средней группе не превышает 30 минут, что является оптимальным временем для выполнения одного полноценного задания. За это время ребенок знакомится с новым элементом, учится различать его среди существующего многообразия и делает попытки самостоятельно отобразить увиденное на бумаге.
Программы ФЭМП и их сопоставление с другими методиками познания внешнего мира
Одними из наиболее популярных методик, способствующих ознакомлению детей с простейшей геометрией и основами математики, являются следующие программы:
- тропинки;
- путешествие в страну геометрических фигур;
- волшебное приключение;
- домик для Незнайки.
Приведенные выше занятия представляют собой лишь малую часть того многообразия образовательного материала, который можно предложить ребенку для изучения. При этом каждая из этих программ в отдельности способствует формированию математических навыков у детей и их закреплению. Благодаря подобным мероприятиям дети учатся различать геометрические фигуры и дают каждой из них характеристику. Так, прямоугольник занимает положенное место в восприятии малыша, а квадрат оказывается совершенно непохожим на него и является самостоятельной фигурой.
Более четко понять принципиальные различия между фигурами, числами и действиями позволяет интегрированное занятие по ФЭМП в средней группе.
Перспективное планирование составляется с учетом проведения подобных занятий в обязательном порядке. Их смысл заключается в комбинировании нескольких познавательных материалов и их сопоставлении. В результате выходит достаточно интересная игровая модель, охватывающая образовательный процесс более полно. Посредством этого метода можно распознать ту или иную фигуру или цифру в общем потоке информации. Будь это прямоугольник или шестерка, малыш учится узнавать ее и классифицирует согласно изученному ранее материалу.
Открытое занятие по ФЭМП в средней школе проводится с целью закрепления пройденного материала и его фиксации в восприятии ребенка. Подобный мониторинг знаний очень важен, поскольку не только позволяет оценить уровень полученных знаний, но и способствует лучшему их закреплению. Приглашение родителей на аналогичные мероприятия лишний раз подчеркивает правильность принятого решения зачисления ребенка в садик.