Учим детей скорочтению
Опубликовано: 06.04.2016

Как научить ребенка быстро читать? Конечно же, в форме игры. Научить ребенка читать — это только полдела. Важно еще научить делать это быстро. Тогда в старших классах ребенок будет схватывать все на лету.
Содержание
Как сделать чтение интересным?
Неспособных детей не бывает. Приложив некоторые усилия, родители могут добиться того, чтобы их дети не просто умели читать по слогам, а увлекались чтением книг. Приучение детей любить чтение — увлекательный процесс.
Поначалу, купив такое издание, по дороге домой можно просто пофантазировать с ребенком, каков сюжет. Это несерьезное занятие является уже постепенным приучением детей к чтению. Ведь картинки — это одно, а узнать содержание книги — более интересное занятие.
Следует читать книгу понемногу, вовлекая в чтение сына или дочь. Стараться рассуждать о том, что в ней написано. Обсуждать, какие события могут произойти дальше, что сделает главный герой, кого встретит. Нужно увлечь ребенка сюжетом. Вскоре он сам будет тянуться к чтению, чтобы узнать, чем же там закончилась эта увлекательная история.
Процесс обучения
Чтобы вырабатывалась техника чтения, важно, чтобы ребенок хоть понемногу читал вслух. Следует следить, как он это делает, требовать четкости в произношении слов, делаемых ударениях.
Читая ежедневно, приучаясь к ритму чтения, малыш все больше привыкает к печатному слову. Начиная читать по слогам, уже через месяц он будет читать все лучше и лучше, уверенно складывать слова и целые предложения.
В 1 класс такие дети уже идут с определенным багажом. Учителю лишь остается научить читать быстро. Родителям тоже стоит принять участие в этом процессе. Есть множество способов научить при помощи игры быстрой технике чтения.
Стимулом к развитию скорости при чтении может быть такая простая игра, когда мама или папа соревнуются с ребенком, кто быстрее прочитает определенные предложения.
Сначала читает взрослый, а дитя по секундомеру следит, когда истечет минута. Потом идет подсчет слов. Дальше роли меняются.
Эта простая игра легко помогает преодолеть медлительность при чтении. В нее нужно играть каждый день. По мере того как вырабатывается техника чтения самого простого текста, нужно брать все более сложные задания с трудночитаемыми словами. А что делать, если играть так надоело? Есть множество других не менее увлекательных игр. Все они направлены на то, чтобы воспоминание о том, что ребенок научился читать по слогам, стало далеким. Пришло новое умение — быстрота в прочтении слов.
Упражнения — мать учения
Заниматься с детьми нужно постоянно. Наряду с чтением на скорость можно практиковать следующие упражнения:
- Чтение скороговорок. Сначала можно даже читать по слогам. Постепенно скороговорки будут даваться все легче. Следует принимать живое участие в освоении техники произношения сложных слов и словосочетаний.
- Выбрать слово из странички и попросить ребенка отыскать его. При этом следует засекать время. Потом поменяться ролями. При частом повторении упражнения ребенок учится бегло просматривать заданный кусок текста, вырабатывается скорость чтения.
- Взрослый читает предложения и нарочно допускает ошибку в 1 или 2 словах. Ребенок должен на скорость найти это слово в тексте и правильно его прочитать. Благодаря этому упражнению у детей вырабатывается способность ориентироваться в незнакомом тексте, а также скорочтение.
- Ребенок читает предложения. На каком-то этапе взрослый говорит ему: «Закрой глаза». Потом следует команда: «Открой глаза». После этого ребенок должен за короткое время найти, с какого места он прервал чтение, и продолжить читать. Постепенно, по мере многократных повторений этого упражнения тренируется зрительная память, ориентация в незнакомом рассказе.
- Тренировка на творчество. В эту игру интересно играть всей семьей. Ребенок выбирает маленький рассказ. Каждый из участников переписывает его, произвольно меняя места слов в предложениях. Потом каждый участник зачитывает, что у него получилось. Ребенок должен правильно расставить слова в предложениях. Таким образом он учится вниманию, а также улавливать смысл и последовательность повествования. При постоянном повторении игры приходит понимание, как структурируется напечатанный рассказ.
- Игра по методу Шульте. Суть ее заключается в том, чтобы уметь рассмотреть боковым зрением часть картинки, отдельное слово или цифру. Потом следует описать это. Взрослый берет картинку и расчерчивает ее на квадраты. Ребенок должен смотреть в центр рисунка. Затем взрослый просит посмотреть на какой-либо квадрат, а потом описать, что за изображение ребенок видел. Дальше он должен объяснить, какую часть из целой картинки представляет собой выбранный квадрат. Кроме того, определяется по отдельному фрагменту, что же изображено на картинке. Через некоторое время вместо картинки используется отрывок рассказа. Таким образом дети учатся воспринимать написанное целиком, определять смысловую нагрузку прочитанного.
- Когда ребенок читает, мама и папа стараются создавать различные шумовые эффекты: поют, громко разговаривают, тоже читают вслух. При этом первоначально дети сбиваются. Постепенно же они учатся не реагировать на шумы. Таким образом развивается внимание, сосредоточенность на выполняемом задании. Родители и дети могут меняться местами. Так тренироваться намного интереснее.
- Игра заключается в угадывании, о чем идет речь в предложении. Кто-то из родителей зачитывает несколько слов из фразы. Ребенок должен по смыслу догадаться, о чем пойдет речь дальше. Потом задание усложняется. Предлагается продолжить предложение, давая при этом двусмысленное словосочетание или слово. Дальше роли меняются. За каждый правильный ответ считаются баллы. Кто наберет больше баллов, тому дарят приз. Эта игра рассчитана на развитие интуиции, обучение быстрого привыкания к новому тексту.
Освоив все данные игры-упражнения, постоянно чередуя и повторяя их, можно уже не ломать голову, как научить ребенка хорошо и быстро читать. В процессе игры он самостоятельно нарабатывает технику чтения.
Первые шаги в мире цифр
А как научить ребенка быстро считать? Ведь знание основ математики и умение «жонглировать» цифрами помогает ребенку легко и быстро осваивать учебную программу за 1 класс.
Освоить счет — совсем не сложная задача. Для этого нужно всего лишь 2 составляющие. Во-первых, родителям просто нужно упорство. А во-вторых, нужно уметь по-настоящему увлечь ребенка, в игровой форме объяснить, что математика — это увлекательная игра.
Постоянные ежедневные интересные и нескучные математические упражнения очень скоро позволят детям чувствовать себя в мире цифр как рыба в воде.
Еще в 3 года дети легко осваивают счет от одного до десяти. Мама в игровой форме может загибать пальчики на руках малыша, тем самым приобщая его к счету.
Дальше можно усложнять задачу. Считать пальчики по-шуточному. Вместо одного пальца загибать два и при этом говорить «один». Таким образом вместо 10 пальцев у ребенка оказывается 9 или 8 пальцев на обеих руках.
Обычно дети с увлечением принимают участие в счете. При неправильном подсчете стараются восстановить справедливость. Берутся самостоятельно пересчитывать пальцы.
Такое нехитрое упражнение постепенно дает возможность детям освоить азы счета. Дальше можно применять следующие игровые методики:
- Находясь с ребенком на прогулке, считать, сколько проехало мимо машин. Таким образом у детей появляется представление, что предметов может быть больше десяти.
- Очень помогают освоить счет разнообразные красочные книжки с подсказками. Они есть для совсем маленьких детей, которые только осваивают счет. Кроме того, бывают пособия, где в игровой форме автор рассказывает, что такое много и мало, помогает освоить счет от 1 до 100.
- Можно «играть» в счет самостоятельно. Например, соревноваться, кто больше знает цифр. Постепенно ребенок узнает, что такое десятки и как они образуют целое число — 100.
Примерно к 5 годам у детей формируется понятие абстрактности. Вот с этого возраста, а иногда даже раньше, можно играть с ребенком в «настоящую» математику. Это совсем несложно. Требуется только уметь чуточку фантазировать.
Сначала достаточно придумывать самые простые задачки на сложение и отнимание. Учить ребенка складывать и вычитать конфеты, яблоки, игрушки. Если первые вычисления маскировать под игровую форму, ребенку это очень понравится.
Через некоторое время стоит давать ребенку задания на самостоятельное придумывание условий задач. Тут подключается не только фантазия. Ребенок в уме учится вычислять целые примеры. И с каждым разом у него это выходит все лучше и быстрее.
Дальше задачки нужно все более усложнять, подменяя привычные предметы настоящими цифрами, вместо однозначных цифр вводить двузначные. А предложение самому составлять примеры и проверять, правильно ли родители, бабушка или дедушка их решают, все больше развивают логику и математическое мышление.
Такая домашняя математика дает много пользы. А заниматься ею с любимым малышом совсем несложно и даже интересно.
Математические задатки есть практически у всех малышей. Умение развивать их творит чудеса. Дети не просто учатся быстро считать. Они очаровываются миром цифр, жадно тянутся к новым знаниям.