Учим детей правописанию
Опубликовано: 24.03.2016

Как научить ребенка грамотно писать? Этот вопрос волнует многих родителей. Ведь каждый хочет гордиться своим чадом. Это вполне нормальное желание, потому что растить интеллигентных, умных, грамотных людей — прямая обязанность родителя. Каждый должен отдать максимум своих усилий в развитие будущего поколения, дать возможность расти и совершенствоваться. Подходить к этому вопросу надо с умом, плавно подстраиваясь под желания, интересы и возможности ребенка. Ведь один неверный шаг может повлечь за собой пропажу желания учиться у малыша.
Важный вклад родителей
В обучении грамотно писать большую роль играет школа. Приходя в 1 класс, дети узнают буквы. Покидая 4 класс, они уже должны грамотно писать диктанты. Но не только школа влияет на грамотность воспитываемых. Успеваемость в школе напрямую связана с тем, из какой семьи ребенок и в какой среде он воспитывается. Это самый решающий фактор в обучении.
Приучать малыша учиться и трудиться необходимо еще до школы. В это время все новые вещи запоминаются сложно. Будет присутствовать страх сделать ошибку. А придя в 1 класс и зная хотя бы буквы, в ребенок будет больше уверен в себе, а значит и его успеваемость будет лучше.
Замечено, что дети, которые пришли в школу уже наученными читать и писать, сразу же включались в работу и до конца были отличниками. А дети, которые не знали ничего и думали, что здесь их всему научат, становились троечниками или хорошистами. Тут прослеживается явная параллель с семьей. Дети, умеющие читать и писать, были выходцами из семей, где родители долго и упорно занимались с детьми, нацелены на обучение. А дети, которые не были обучены ничему, как правило, бывают выходцами из семей, где родители считают, что всему обучить должна школа.
Это и есть большая ошибка — надеяться на других. Никто, кроме самих родителей, не сделает из чада человека с большой буквы. Все остальные органы вроде школ и институтов — лишь подспорье родителям, пока они на работе.
Подготовка к школе
Основа знаний детей — разумность родителей. Как научить ребенка грамотно писать? Для начала необходимо просто научить его писать.
Приучать к письму следует постепенно в процессе игр.
Сейчас выпускается множество прописей с забавными рисунками, загадками, наклейками. Только эти прописи нужно не только покупать, но и следить, чтобы ребенок их заполнял. Не стоит перегибать палку и заставлять его писать. Если это занятие категорически ему не нравится, следует попробовать другие способы. Например, называть первые буквы имен всех родственников и просить его запомнить, как они пишутся (как пишется мамина буква? А как пишется папина буква?). Этот способ хорош для детей от 3-х лет. Они закрепят правописание уже в школе, там выработается навык, привыкнет рука.
Но что делать, когда писать ребенок уже умеет, а в каждом слове по 3 ошибки? Так часто пишут многие дети. Опять причина кроется в семье. Это значит, ребенку мало читали, не научили его это делать и до сих пор не приучают. Ведь грамотность человека зависит не только от выученных правил, а от построений слов, которые отложатся у него в памяти из книг.
Это не значит, что начитанный человек безупречно грамотен — это всего лишь помогает при письме вспомнить, как пишется то или иное слово. Чтение, письмо, грамотность и интеллект — неразрывные понятия. Чем больше мы читаем, тем грамотнее мы пишем, тем умнее мы становимся, тем больше у нас жизненного опыта. Чтение позволит ребенку писать не только грамотно, но и красиво выражать свои мысли. Где же еще, кроме как не в книгах, можно увидеть заумные словообороты. Не все они уместны в повседневной жизни, но для письма весьма кстати.
Решая вопрос, как научить ребенка писать грамотно, можно применять следующие способы:
- Если малыш тянется к книгам, но проблем с грамотностью все равно много, необходимо развивать у него память. Зрительная память должна помочь ему вспоминать, как пишутся слова. Ему нужно тренироваться дома писать диктанты. Для начала надо дать ребенку посмотреть содержание, несколько раз его перечитать. А потом пусть он пишет. Можно диктовать по слогам: это поможет запомнить, как правильно пишутся слова на слух. И уже в школе, на серьезном диктанте ученику будет проще.
- Необходимо приучить ребенка делать работу над ошибками, так он сможет запомнить, на что обращать внимание в следующий раз.
- Просматривая орфографический словарь, нужно сделать так, чтобы каждый день ученик запоминал 3 новых слова. Причем, не просто зазубривал, а применял их при написании предложений. Сейчас существует множество различных стихов, которые в интересной форме содержат все сложные слова, запоминание написания которых вызывает трудности. Лучше начать заниматься до первого класса. Свой первый диктант и первую книгу ребенок должен освоить во время подготовки к учебе. Так можно научить ребенка писать без ошибок.
- Когда словарный запас увеличится, можно просить ребенка писать сочинения на любую тему. Далее нужно проверять грамотность и работать вместе над ошибками. Следует заниматься в 3-4 классе, когда человек уже немного начинает осознавать что есть что.
О чем говорят дома?
Кроме чтения и письма, большую роль играют и разговоры в семье. Нужно уделять больше времени беседам на любые темы. Надо почаще спрашивать ребенка, как он провел день, чем он занимался, что он планирует делать в данный момент. Так развивается его речь. Когда сын или дочь будут слышать, как красиво между собой разговаривают родители, то и они тоже будут общаться так же.
Не нужно слишком строго реагировать на ошибки ребенка. Ведь он делает их не специально. Нужно советовать ему больше заниматься, но не говорить, что он плохой. Некоторые дети могут остаться закомплексованными из-за того, что не оправдали надежд родителя и не стали отличниками. Но ведь не это главное. Необходимо объяснить ребенку, из-за чего действительно надо переживать.
Любое обучение — это тяжелый труд. Но результат стоит того. Конечно, грамотность не дает путевки в жизнь, но если жизнь дала шанс, то только грамотный человек будет достойно выполнять отведенную ему роль и справляться со своими задачами. Надеемся, что ответ на вопрос, как научить ребенка писать получен.