Почему ребенок в 2 года плохо говорит?
Опубликовано: 05.04.2016
Иногда внимательные родители могут замечать, что у их малыша есть задержка речевого развития: 2 года исполнилось ребенку, а он плохо говорит или вообще еще не сказал ни слова.
Ведь как только их чадо появится на свет, они с нетерпением ждут момента, когда малыш заговорит. Часто они испытывают беспокойство: все ли в норме с развитием ребенка?
Задержкой речевого развития называют такое состояние, когда проблема только в речи, а не в умственном и эмоциональном развитии ребенка.
Такой диагноз ставится до 3 лет, если нет соответствия среднестатистическим нормам речевого развития. Это не является никакой патологией, а отражает особенности индивидуального развития крохи.
Содержание
Когда же малыш должен начать разговаривать?
Лучше как можно раньше определить, есть ли проблемы с развитием речи, и принять необходимые меры. Поэтому стоит ознакомиться с нормами речевого развития:
- В 4 месяца ребенок должен активно реагировать на обращение, выражая свое состояние улыбкой, плачем, агуканием.
- В 9 месяцев малыш делает попытки произносить сочетания букв: «на-на-на», «ба-ба-ба» и т. д.
- В год дети должны освоить произношение 20 легких слов и различать по названиям 200 предметов, привычных для действий. В этом возрасте они понимают, что им говорят, и правильно реагируют на просьбы взять игрушку, подать руку и т. д.
- В два года в норме ребенок строит фразы, говорит небольшими предложениями с местоимениями и прилагательными. Знает не меньше 50 слов.
- В 2,5 года логопед требует от крохи правильного произношения звуков, кроме «л», «р» и шипящих, построения сложных предложений при наличии в словарном запасе более 200 слов. В этом возрасте дети обычно знают свое имя, различают близких им людей, умеют подражать голосом звукам, произносимым животными и птицами.
- Трехлетний малыш предложения объединяет по смыслу, свободно использует местоимения, прилагательные и наречия. Чтобы выявить: есть ли проблемы с речью у трехлетки, нужно, чтобы с ним поговорил незнакомец. Если во время активного диалога взрослый собеседник понял ваше чадо на 75 %, то повода для беспокойства нет.
Если есть задержка речевого развития у детей, то это повод обратиться к специалистам, которые могут подсказать дальнейшие действия, стоит ли беспокоиться или нет.
Каковы причины отставания в развитии речи? Ребенок 2 лет активно развивается. Что же он должен уметь говорить в это время?
Родителям надо забеспокоиться, если их ребенок не повторяет услышанные слова, не пытается выполнить просьбы, не может составить отдельные фразы, его словарный запас включает всего несколько слов.
Причины этого бывают разные, условно их можно разделить на 2 типа:
- Врожденные или приобретенные органические нарушения, такие как различные заболевания, оперативное вмешательство, перенесенные в младенчестве; травмы, полученные во время родов и т. д.
- Спровоцировать ЗРР могут нарушения, которые вызваны неправильным поведением родителей: отсутствие должного ухода; злоупотребление спиртными напитками; частые скандалы и ссоры, вызывающие стрессовые состояния ребенка.
Как выявить задержку речевого развития, если ребенок плохо говорит?
Часто родители надеются только на логопеда, когда есть проблемы с речью у их малыша. Но эти специалисты работают над произношением звуков, что дает эффект лишь в 5 лет.
Но тогда возможно, что время будет упущено. Что же делать в этом случае?
Потребуется обследование для выявления причины патологии. Для этого нужно:
- Показать ребенка сурдологу, чтобы убедиться, что со слухом все в порядке.
- Малыш должен пройти тестирование, которое оценит его развитие в соответствии с возрастом. Сюда относятся денверский тест, шкала речевого развития, шкала Бейли (для грудничков).
- Врач общается с родителями в присутствии ребенка, чтобы определить, на каком уровне развитие речи у малыша, как он дает знать о своих потребностях. Это поможет выявить, есть ли общая задержка развития.
- Врач определяет, как кроха работает языком при кормлении, нет ли моторной апраксии лицевых мышц; насколько он понимает обращенные к нему слова.
- Оцениваются условия, в которых живет ребенок, насколько окружение способствует развитию речи у младенца.
- Диагностировать нарушения помогут невропатолог, логопед, детский психолог и психиатр; возможно, будет назначено обследование мозга: МРТ, ЭХО-ЭГ. А затем назначается лечение медицинскими препаратами.
Каковы методы коррекции отклонения от нормы?
Если до двух лет выявить задержку речевого развития и начать лечение, то усилия родителей и врачей увенчаются успехом.
Возможно, понадобится комплексное лечение, а не только посещение логопеда, который лишь ставит произношение отдельных звуков.
Речь помогут восстановить следующие виды лечения:
- Лекарственные препараты, которые дают нейронам мозга «активное питание». Они назначаются специалистами: неврологом, психиатром.
- Физиотерапевтические процедуры. При этом надо учитывать противопоказания, например, электрорефлексотерапию не применяют при судорожном синдроме, эпилепсии, психических расстройствах.
- В качестве альтернативной терапии, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, могут быть назначены иппотерапия, дельфинотерапия.
- Медицинские препараты не дадут ожидаемых результатов без педагогической коррекции. Педагог-дефектолог, используя индивидуальный подход, проводит с ребенком занятия.
- Для коррекции отставания в развитии речи используют музтерапию, арт-терапию, предметно-сенсорную терапию.
- Эффективным будет лечение при помощи массажей, направленных на стимуляцию двигательной активности, а также логопедического массажа на точки, расположенные на языке, губах, щеках, руках, мочках ушей. Например, корректирует нарушение речи массаж зондами по Е. В. Новиковой.
- Помогут развить лицевые мышцы, подвижность языка, слухового аппарата специальные упражнения:
- звукоподражание;
- проговаривание скороговорок;
- прослушивание и пересказ сказок;
- деятельность, развивающая мелкую моторику рук;
- артикуляционная гимнастика.
Поэтому нужно как можно чаще с детками дома делать что-то руками. Это несложно, просто нужно играть с детьми: складывать пазлы, мозаику, кубики, предлагать собрать конструктор.
Ребенок также с удовольствием примет участие в совместном рисовании, лепке фигурок из пластилина, глины, простейшем вышивании. Есть специальный тренажер, который обучает малышей правильно застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Все эти занятия помогут развивать руку малыша, а соответственно, и речь.
Развитие артикуляционного аппарата начинается еще с осваивания ребенком более твердой пищи помимо молока матери. Есть мнение, что чем дольше у ребенка сохраняется сосательный рефлекс, тем сложнее ему будет ставить речь. Кроме того, правильное пережевывание разнообразной пищи заставляет мозг работать активнее. Формирование челюсти еще один важный фактор. Тут в случае любых отклонений нужна консультация стоматолога и, возможно, дополнительные услуги dental-center.kz. И будьте готовы, что одним визитом здесь вряд ли можно будет обойтись.
Специалист по развитию поможет выбрать нужные упражнения для получения результатов, только нужно будет регулярно заниматься. Если активно заниматься с ребенком 3 лет дома, то показываться дефектологу можно в неделю раз. Если у четырехлетнего малыша наблюдается психическое и речевое отставание в развитии, занятия со специалистом проводятся 2 раза в день, возможно сочетание нескольких специалистов.
Таким детям нужно чаще играть в подвижные игры, особенно музыкальные, связанных с речью, которые развивают память, мышление, сообразительность, фантазию, умение ориентироваться в пространстве. Проводите игры, которые предполагают угадывание по голосу (кто говорит), по звуку (что звучит, какой музыкальный инструмент).
Важно чтобы занятия проходили регулярно и под контролем специалиста.
При значительном отставании в развитии речи дети должны посещать специализированное дошкольное заведение.
Если до семилетнего возраста не удалось справиться с проблемами в речи, то не нужно отдавать малыша в обычную школу, так как ему будет нужна адаптированная школьная программа и помощь узких специалистов.
Какие могут быть последствия?
Чтобы не было негативных последствий, лечить ребенка нужно как можно раньше. Врач-невропатолог при выявленной патологии назначит курс лечения с первого года жизни. Занятия с дефектологом по развитию речи могут быть начаты с двухлетним малышом, это важно для развития мышления, памяти, моторики рук. Логопед обычно исправляет дефекты речи, начиная с 4 лет, помогая малышу правильно произносить звуки, составлять словосочетания и предложения, оформляя их в рассказы.
Но мамам и папам не нужно надеяться только на врачей и педагогов, ведь ребенок с такими проблемами нуждается в ежеминутном внимании. Потребуется немало усилий и терпения.
Если вовремя не обратить внимание на отставание в речи малыша, не заняться его развитием, то в будущем проблемы только обострятся. Кроха будет отставать от своих сверстников по развитию, как интеллектуальному, так и психическому. И с годами еще больше будет заметна эта разница. Потом возникнут трудности с учебой, может встать вопрос о переводе в коррекционный класс или школу.
Чтобы не возникло таких последствий, нужно, уже начиная с внутриутробного развития, ласково общаться с будущим ребенком. Малыш должен расти в любви и внимании, слышать только добрые слова, спокойную музыку колыбельной, тогда больше вероятности, что у него не будет проблем с речью.
Скорее обращайтесь к врачу, если есть подозрение на то, что речь вашего малыша к двум годам не соответствует возрастным нормам. Если в младенческом возрасте будет оказана малышу необходимая помощь, то еще до поступления в школу проблемы будут решены, и ваш первоклассник будет радовать вас своими успехами в освоении школьной программы.